Очень странное кино. Обзор фильма "Матрица: Воскрешение" (со спойлерами)

Очень странное кино. Обзор фильма

Четвертая "Матрица" – это фильм, который разительно отличается от изначальной трилогии. Отличается постановкой, стилем, идеями, атмосферой и даже экшеном. И вообще, четвертая "Матрица" – это фильм, который знает, что вы что-то знаете, и как раз с учетом этого факта с вами и разговаривает. Идеальный объект для видеороликов на тему "что хотел сказать автор" и совсем не такое кино, как предыдущие части.

news_61bc73ed005fd.png

Трилогия "Матрица" работала на нескольких уровнях. Первый, самый простой и самый доступный, – это крутой боевик, в котором рассказывалось о реальном и виртуальном мирах, о противостоянии людей и машин. Все казалось простым и понятным: есть хорошие люди, есть плохие машины, они воюют, Избранный должен кого надо победить и кого надо спасти.

Причем экшен в этом боевике по-настоящему цеплял. Были хорошо поставленные и отлично показанные рукопашные бои, были стильно снятые и красивые перестрелки. Было, в конце концов, удивительное по тем временам слоу-мо.

Если копнуть глубже, то начинали появляться вопросы о предопределенности судьбы и возможности выбора, а также о реальности окружающего нас мира. Еще дальше – поднималась тема любви, которая, на самом деле, и лежала в основе всего. Но даже на этом для многих "раскопки" не заканчивались, вследствие чего появлялись различные фанатские теории о персонажах, их значении и символизме. Сюжет и лор трилогии "Матрица" обсуждались годами, настолько глубоким и неоднозначным получилось у тогда еще братьев Вачовски их кино.

news_61bc748ae333d.jpg

Об этом фильме рассказывали друзьям и, пафосно цитируя Морфеуса, говорили, что нельзя объяснить, что такое Матрица, но это обязательно нужно увидеть. А отдельные ходы вроде уклонения от пуль в перестрелках цитируются киноделами по сей день (черт, даже в перезапуске "Ну, погоди!" этому нашлось место).

В общем, первая "Матрица" стала мега-хитом и феноменом. А новая "Матрица"... Новая "Матрица" стала стебом и разговором по душам.

Про это кино сложно говорить, потому что наши ожидания – это, как известно, наши проблемы. Этот фильм язык не повернется назвать плохим, но он настолько другой и настолько отличается от трилогии, что многие будут неприятно удивлены и поэтому разочарованы. В некоторых моментах "Воскрешение" очень хорош, в некоторых безапелляционно ужасен, и при этом это все еще "Матрица", но уже настолько не "Матрица", что просто диву даешься. Причем нельзя сказать, что режиссер Лана Вачовски пыталась сделать, как раньше, и у режиссера Ланы Вачовски этого не получилось – о, нет. Режиссер Лана Вачовски сознательно сделала принципиально другое кино, в котором простебала и мир "Матрицы", и мир реальный, и даже саму себя. И при этом вновь попыталась нам что-то сказать и донести какие-то идеи. Наверное...

news_61bc74efbbf01.png

Тут с самого начала видишь символы и пасхалки. Извлечение Морфеуса из "Матрицы" происходит в лавке ключника, на запястье у Тринити вроде как можно увидеть браслет с замком, мистер Андерсон ходит пить кофе в заведение под названием "Симулатте", одного из главных персонажей зовут Баггз (как того самого кролика из "Луни Тьюнз"; вы же помните про кроличью нору). Но это так, мелочи. Создание атмосферы и намеки на то, что это вымышленный мир, который работает по определенным законам.

В какой-то момент ловишь себя на мысли, что Вачовски вот реально просто стебется. Нео в этом новом мире работает разработчиком видеоигр, который ранее создал мега-успешную игру под названием... ну да, "Матрица". На одной из фотографий у него даже можно заметить статуэтку The Game Awards. И тут вдруг его деловой партнер сообщает, что так, мол, и так, "Уорнер Бразерс" хотят, чтобы мы сделали новую часть, а если мы откажемся, то они просто заберут у нас права, а нас выпнут на мороз, так что будь добр – пили продолжение. И это стеб не только над реалиями игровой индустрии, но и над реалиями кино, и возможно даже над той ситуацией, в которой оказалась сама Лана (но это не точно).

А Меровинген? Помните его? Того самого "аристократа", который укрывал подлежащие перезаписи программы и соблазнял людей всевозможными удовольствиями. Теперь он превратился в какого-то сумасшедшего бомжа, который верещит о том, как новое поколение все проср... все испортило. Раньше вот, дескать, было кино, было искусство, мы всем этим наслаждались, а теперь чертовы миллениалы все испоганили. "Я вашей франшизы сиквел спиноффил" – одна из самых запомнившихся цитат в "Воскрешении". Остается только развести руками и сказать "окей, бумер".

news_61bc759c6a16a.jpeg

Также во время просмотра ты считываешь разные посылы, которые тебе, по сути, доносят почти прямым текстом. В первой же сцене на компьютере Нео можно заметить яркий логотип с надписью "Binary", и впоследствии бинарность упоминается еще несколько раз, как если не что-то прямо вот плохое, то как минимум как нечто ограничивающее человека. Сбежавшие из матрицы люди теперь подружились с некоторыми машинами – как выясняется, можно не только "за" и "против", но можно еще и "вместе". Снова, соответственно, бинарность и небинарность (и небинарность, конечно же, лучше).

Во время другого эпизода герои обсуждают, что с момента подвига Нео в войне против машин прошло уже 60 лет, и мир за это время сильно изменился – а спустя еще какое-то время один товарищ произносит фразу в духе "раньше женщинами было гораздо проще управлять". Как и раньше, в фильме прослеживается тема выбора, но на этот раз "самый важный выбор в жизни Нео делает не он" (еще одна цитата). В конце-концов, в кульминационном моменте Избранным становится Тринити, и висящий в воздухе Нео говорит ей: "Это ты держишь нас обоих".

Конечно, в подобных вещах можно усмотреть все ту же повестку, которую запихнули сюда просто потому, что так надо, но все-таки тут у нас на позиции режиссера человек, который за подобные вещи выступал всю свою жизнь и в какой-то момент даже сменил пол. Так что уж в чем-чем, а в неискренности Вачовски обвинять никак нельзя. Да и не сказать, что подобные посылы подаются прямо в лоб и в духе "все мужики козлы, девчонки рулят", ну или чего-то подобного. Скорее, мы просто вновь выходим на тему выбора, который теперь подразумевает еще и самоопределение, а также на тему любви – в которой важно, чтобы выбрал не только ты, но и чтобы другой человек выбрал тебя.

news_61bc7600718dc.jpeg

Да и разного рода гендерными вопросами ведь все не ограничивается. Например, матрицей теперь управляет не Архитектор, а Аналитик. В этом тоже можно усмотреть этакое подмечалово в сторону современной реальности – если раньше люди создавали, то теперь люди анализируют самих себя, причем зачастую для того, чтобы самих же себя держать под контролем. Когда команда Нео начинает придумывать новую часть компьютерной игры про "Матрицу", то одна из сотрудниц раздает всем результаты исследования фокус-групп и говорит, что "люди связывают с "Матрицей" вот такие-то слова; думайте об этом, когда будете думать над игрой". Понимаете? Чуваки из инклюзивной команды не делают новую игру – они делают продолжение уже существующей. Не потому, что этого хотят игроки или создатели игры, а потому, что так хотят корпоративные боссы. И черт побери, как же это близко и знакомо!

Кажется, что "Матрица: Воскрешение" – это размышление Вачовски на тему того, как за без малого 20 лет изменился мир и как изменились мы сами; как изменилось человечество. Тут это заметно даже по визуалу: трилогия была зеленой и тусклой, а новая часть очень яркая и во многих моментах даже солнечная. И куда более позитивная. Не в смысле смешная, не в смысле клоунская (хотя это местами тоже проскальзывает). Именно позитивная. Если в трилогии у нас был пропитанный атмосферой безысходности и предопределенности киберпанк, то здесь вроде как тоже киберпанк, но уже с надеждой.

news_61bc76635f4e2.jpeg

Фильм заканчивается фразами о том, что у людей еще есть шанс и что можно даже раскрасить небо в цвета радуги. Новый Морфеус облачается то в ярко-желтые, то в ярко-синие одежды, а с Нео махается вообще в каком-то пестром то ли кимоно, то ли халате. И вообще он уже не суровый и мрачный здоровяк, а улыбающийся и веселый чувак. Такое вот переосмысление.

И пока ты занят тем, что пытаешься найти какие-то там отсылки и думаешь о том (или надумываешь себе), что хотел сказать автор, – кино работает. Тогда "Матрицу: Воскрешение" реально интересно смотреть. Пусть даже это совсем другое кино, нежели оригинальная трилогия. Ты все равно киваешь и соглашаешься с тем, что и ты действительно уже другой, и мир вокруг тебя другой, и товарищ режиссер имеет полное право снимать фильм в том числе и об этом.

Но если попробовать смотреть это дело просто как боевик, то все сразу становится очень плохо. Экшен здесь просто невменяемый. Драки поставлены из рук вон плохо. Камера мельтешит, постоянные склейки, кто с кем дерется и кого бьет – решительно не понятно. Даже при просмотре боя один на один тебя укачивает, а когда начинает меситься целая толпа, то там дело становится совсем плохо. Смотреть это просто невозможно, и тем более обидно от того, что в трилогии бои были вполне себе. Допустим, по постановке и по мастерству бойцов могли быть вопросы, но по крайней мере было понятно, кто и что делает, как одна атака перетекает в другую, как соотносятся силы соперников. А тут...

news_61bc767827dcb.png

С перестрелками тоже катастрофа. В большинстве случаев это просто пальба людей в других людей. Главных героев исправно защищают от пуль какие-то невидимые силы и ставшие какими-то рутинными "сальтухи", а статисты по классике страдают от синдрома штурмовика и погибают один за другим. И ладно бы в перестрелках была какая-то мысль, какие-то тактические сложности. Но нет – это просто "бр-р-р-р" из пулеметов, пистолетов и прочего огнестрела.

Возможно, кому-то понравится финальная погоня. В частности за тот момент, когда на мотоцикл, на котором едут Нео и Тринити, из небоскребов начинают выпрыгивать люди, которые при падении на землю "рассыпаются" на зеленый матричный код. Но даже это, честно говоря, как-то не зацепило. Во многом потому, что погоня была какой-то бесцельной.

Спецэффекты тоже чем-то выдающимся не радуют, но это ладно. По части визуала здесь вообще довольно сильные перепады: иногда картинка очень красивая и просто-напросто приятная, но в некоторых моментах вдруг проглядывает что-то уровня не самых дорогих российских сериалов.

Музыкальное сопровождение не запоминается. Вернее, как? White Rabbit от Jefferson Airplane очень даже хороша и отлично сочетается с визуальным рядом, но это ведь не трек, написанный специально для "Матрицы". То же самое можно сказать и про Wake Up от Rage Against the Machine, которая играет на финальных титрах. Выходишь из кинозала под бодрый такой кач, но в самом фильме чего-то подобного нет.

Повествование в какой-то момент становится очень скомканным. Во всяком случае, после первого просмотра именно такое впечатление. Но это чувствуешь ближе к концу. А вот первая часть фильма, которая тягуче-депрессивная и в которой главный герой словно медленно съезжает с катушек, очень даже увлекает.

news_61bc8b6a4a2ce.jpg

Персонажи? Забейте. В фильме есть агент Смит, но про него как-то и нечего сказать, хотя он вроде как один из центральных антагонистов. Команда Нео? Различия на уровне "пол, цвет кожи, цвет волос". Тринити? Большую часть времени выступает просто в качестве цели главного героя. Баггз? Непокорная и уверенная в себе. Ниобе? Строгая, ворчливая, но в глубине души добрая. Возможно, всех этих ребят прописали да раскрыли бы получше, но на это просто нет хронометража. Некоторые действующие лица запоминаются благодаря имени или внешности, но вряд ли про кого-то из них можно сказать, что это сложный многогранный персонаж, который развивается в ходе сюжета.

Если попробовать смотреть "Воскрешение" просто как кино – вот без символов, отсылок, посылов и прочего, – то впечатления ну тоже так себе. Здесь нет тщетных попыток предотвратить неизбежное, здесь нет напряженного противостояния с главным злодеем, здесь нет хитроумных планов и внезапных поворотов сюжета. История и мотивации прямые, как шпала, некоторые решения персонажей вызывают недоумение, а в конце добро побеждает, потому что... Ну, просто потому что. Потому что Нео и Тринити любят друг друга, и благодаря этому Нео может останавливать пули и периодически кидать во врагов что-то вроде хадукенов, а Тринити – летать. В общем, оба обретают возможность изменять код матрицы, а в этом же и есть та самая избранность.

news_61bc769dd38df.jpg

Вот так и получается, что если вам интересно думать над тем, что хотел сказать автор, и вместе с ним размышлять над тем, как изменился мир и как изменились мы, то кино выходит очень даже интересное. Его даже хочется пересмотреть, чтобы отметить какие-то новые детали и зацепиться за какие-то реплики, смысл которых до тебя не дошел при первом просмотре.

А если вы, помимо подтекста и стеба, хотите еще и сложный сюжет, качественный экшен, атмосферу безысходности, серьезность во все поля и прочие компоненты, благодаря которым "Матрица" в свое время стала феноменом – то вы явно не по адресу.

Есть мнение, что Лана Вачовски взялась снимать это кино по принципу "давайте уж лучше я, чем кто-то другой там наворотит", и в итоге решила даже не пытаться в эпичное продолжение, которое порвет бокс-офис и тем самым сподвигнет копроратов заказать еще фильмец-другой, а вместо этого просто высказалась на волнующие ее темы, вопросы и проблемы, заодно тонко потроллив и зрителей, и студийных боссов.

Источник

Читайте также