Первый в мире женский турнир по Quake – глазами участниц
В 1997 году в США состоялся ивент под названием All-Female Tournament. Как можно понять по названию, соревновались там исключительно девушки, причем играли они в безумно популярную в то время Quake. Теперь – спустя практически 25 лет(!) – участницы могут вспомнить тот турнир и разные с ним истории, а заодно рассказать о том, как девушкам жилось в зарождавшемся киберспорте. Рекомендуется к прочтению.
Представленный ниже материал является переводом статьи от PC Gamer, написанной Алексис Онг. Кроме подписей к цитатам – они наши.
Лорис Кмиец Харпер находилась в огромном торговом центре в городе Бербанк, что в штате Калифорния. Она впервые уехала из дома, и вот незадача – сейчас у нее сломалась мышка. На дворе был 1997 год, Харпер было 23 года, она работала помощником менеджера склада в Онтарио, и, помимо прочего, ей вот-вот предстояло сыграть в финальном этапе женского турнира по Quake, который назывался Temperance.
Я не знаю, насколько вы привязаны к своей мышке, но если говорить исключительно про игровую составляющую, то момент выдался крайне неудачный.
Лорис Харпер
Предшествовавший турниру месяц Харпер провела, тренируясь с игроками со всех уголков света, причем иногда даже ночью. Она впервые в жизни получила паспорт и была рада уже тому, что ей удалось доехать до Лос-Анджелеса. Компанию в путешествии ей составлял ее (на тот момент) парень. Он работал программистом, и именно он собрал Харпер ее первый игровой компьютер.
Меня сразу же выбили, вы ведь знаете про это, да? Я была топ-1 Канады, ну хотя бы в том году. Но в мире я была всего восьмой.
Лорис Харпер
Другие участники финала приехали со всех уголков Северной Америки. Была на турнире Бриджет "t0nka" Фицджеральд, которая ради этого турнира пожертвовала подготовительными неделями в Джульярдской высшей школе (ее учитель тогда спросил ее: "Ты уезжаешь, чтобы... что, еще раз, сделать?"). Была здесь и Корнелия Такакс, которая ранее прославилась благодаря своему выступлению на турнире GDC Ten Tournament. Была Стиви "Killcreek" Кейс – девушка, которая обыграла дизайнера Quake Джона Ромеро в очень хорошо освещавшемся прессой матче. Были также и такие участники, как Эйлин "Shadyn" Карлстром, Mars, LaEl и Queen Beeatch.
Если верить статьям из Нью-Йорк Таймс за 1997 год, то фаворитом считалась Кейс. Победу на турнире, однако, одержала Такакс.
Не бывает двух одинаковых матчей. В этом плане Quake напоминает мне шахматы. Одна из моих "ролевых моделей" – это Джудит Полгар, которая является одним из лучших игроков в шахматы в мире.
Корнелия Такакс
Женский турнир по Quake стал первым подобным турниром в киберспорте. Нынче к женщинам в этой индустрии все равно иногда относятся с враждебностью и скепсисом, но сам факт проведения турнира среди женщин никого не удивит. Но в 1997 году такой турнир состоялся, и состоялся он из-за спора.
Пари
Турнир организовала Анна "NabeO", которая до сих пор предпочитает сохранять анонимность. Во время подготовки ивента она всячески старалась лишний раз "не высовываться", так как ей начали приходить письма с разного рода негативным сообщениями. Анне надоело мнение, согласно которому девушки вообще не играют в видеоигры, что уж там говорить про Quake.
Это стало меня настолько бесить, что я придумала собрать нескольких девушек, организовать клан и дальше вместе с ними выступать на соревнованиях. Думаю, от этого мы уже пришли к идее женского турнира.
Анна NabeO, организатор женского турнира по Quake
Девушка связалась с id Software, дабы получить у них официальное разрешение на проведение турнира. Но тут случилась загвоздка: нужно было получить одобрение самого Джона Кармака, а тот считал, что турнир просто не наберет достаточное количество участниц. Поэтому Анна и Джон заключили пари.
По-моему, ставка там была так, чисто по-приколу. То ли 100 $, то ли какая-то мелочь. Главным в этом споре было право похвастаться перед своим соперником.
Анна NabeO, забилась с самим Кармаком
Итак. У Анны была тысяча долларов, у нее был факс и у нее была поддержка id Software. Девушка принялась за работу и сумела набрать на турнир более 800 участников. Это, напомним, был первый подобный турнир по безумно популярному шутеру, в котором – как и в современном киберспорте – доминировали мужчины. Спонсорами турнира стали Total Entertainment Network и площадка проведения поэтических слэмов города Бербанк.
Для Лорис Харпер этот турнир, безусловно, отличался от того, к чему она привыкла в домашних условиях. Обычно она играла в Quake по сети, через модем, со скоростью передачи данных в 14,4 или 28,8 кбит/сек. А уже в Калифорнии внезапно для себя девушка поняла, что на LAN'е никаких лагов нет.
Когда играешь по сети, то там постоянно лаги, и ты можешь делать рокет-джампы и вовремя уходить от атак.
Лорис Харпер, осознала разницу
Бриджет Фицджеральд соглашается: отсутствие лагов сбило ей тайминги, из-за чего она не смогла показать свою лучшую игру. И это даже несмотря на то, что в детстве она вместе с братом часто бывала на различных LAN-турнирах.
Бриджет "t0nka" Фицджеральд
Вылет из турнирной сетки не стал для Харпер таким уж горьким поражением – в качестве утешительного приза участники ивента получали оплаченные поездки в Диснейленд и в Universal Studios.
Все хорошо проводили время. Понимаю, что прозвучит это ужасно, но девушки не особо серьезно относились к соревнованиям. Нам казалось, что сама концепция того, что мы играем в игру, уже предполагает веселье.
Лорис Харпер, осталась довольна
С мыслями о победе
Правда, не у всех подход к турниру был одинаковым. Корнелия Такакс была одним из первых в мире профессиональных киебрспорстменов. В конце девяностых и начале нулевых она выступала на таких турнирах, как QuakeCon, The Frag, GDC Ten Tournamen и Cyberathlete Professional League.
Женский турнир оказался трудным для меня ивентом, потому что у меня тогда было мало турнирного опыта. И если на QuakeCon я была бы рада войти хотя бы в топ-16, то на исключительно женском ивенте даже второе место меня не устроило бы.
Корнелия Такакс, с обоснованными амбициями
Корнелия Такакс
Бриджет Фицджеральд, студентка Джульярдской высшей школы, занимала "промежуточную позицию". Она серьезно увлекалась музыкой, а в играх видела, по большей части, возможность развлечься.
Такакс, Харпер, Фицджеральд и организатор Анна NabeO – у всех у них остались положительные воспоминания о женском турнире. Но вот призовые некоторых смутили. Помимо программного обеспечения, различного мерча с автографами и всякого железа, на турнире также разыгрывались косметика и свадебные подвязки. Корнелии достались черные. Лорис получила "цвета яиц малиновки, но более бледные" – причем с логотипом Quake. Бриджет Фицджеральд отмечает, что на такой выбор подарков в то время даже не обратили внимание. А вот Анна, которая организовала турнир, не видит ничего странного в том, какие на нем были призы:
Народ любит запоминать что-то конкретное – то, что они хотят запомнить. Но на ивенте у нас было множество разных небольших подарков, которые я выбирала, стараясь сделать событие интересным и в какой-то степени интимным... Лично мне не кажется (и тогда не казалось), что это какие-то шокирующие подарки, если мы говорим о ситуации, когда одна девушка делает подарок другой. Я до сих пор так делаю, когда мы с девчонками собираемся вместе!
Анна NabeO, не парится
Токсичность тогда и токсичность сейчас
В 90-е онлайн-мультиплеер был не таким, как сейчас. В Quake не было функции текстового чата, что уж там говорить про чат голосовой, и Фицджеральд часто приходилось искать соперников для игр в IRC.
Нужно было получить IP-адрес, потом кто-то должен был захостить игру... Мне не нравилось играть с рандомными людьми, потому что... Ну, вы понимаете – мужчины.
Бриджет Фицджеральд, сетует
Ко всему прочему, в сети тогда было не так много людей, что в каком-то роде подталкивало к тому, чтобы лучше контролировать собственное поведение. Если, конечно, вам хотелось, чтобы с вами играли. Если человек вел себя по-кретински, то ему говорили "давай, до свидания" и кикали. Фицджеральд вспоминает, что когда соперники узнавали, что она девушка, то оскорбления приобретали гендерную специфику. Изначально ее ником была вариация имени "Tank Girl" – это комикс, а потом и фильм 1995 года, который в девяностые повлиял на многих девушек. Но потом она сменила ник на t0nka, потому что решила, что хватит с нее всех этих оскорблений и домогательств.
Харпер вспоминает, что ненависти по отношению к девушкам было много. Мужчины не хотели, чтобы их обыгрывали женщины, и иногда даже не верили, что она была девушкой.
Сейчас можно сказать: ну ладно, я просто запущу стрим и сыграю на стриме, там ты сам увидишь. Но тогда у нас еще не было таких технологий.
Лорис Харпер
Стиви Кейс ранее уже высказывалась на предмет того харассмента, с которым ей пришлось столкнуться:
Люди находили мои фотографии из старших классов, более актуальные фото, а потом строчили по нескольку страниц витиеватого текста, в которых словесно уничтожали каждый аспект моего существования". В какой-то момент мой бывший парень на одном из крупнейших игровых форумов того времени опубликовал объемный пост, в котором всячески оскорблял и унижал меня.
Стиви Кейс, интервью Techies Project, 2016 год
А вот Корнелия Такакс говорит, что с негативным отношением окружающих она не сталкивалась:
В мой адрес ненависти не было – ни за то, что я левша, ни за то, что у меня венгерское происхождение, ни за то, что я девушка-геймер. Я тогда еще не объявила о своей ориентации, но могу предположить, что и это большинство геймеров приняли бы спокойно.
Корнелия Такакс, верит в лучшее в людях и в этих ваших мужиках
Для Фицджеральд сексизм, с которым она столкнулась на заре прогейминга, стал лишь логичным дополнением той "пиковой мизогинии", что существовала в девяностых. В онлайне она видела то же и сталкивалась с тем же, что и в реальной жизни.
Когда я рассказала Корнелии Такакс о том, с какими видами харассмента девушки сталкиваются в современном мире – Геймергейт, доксинг, угрозы убийства и изнасилования – было невооруженным глазом заметно, что она шокирована.
Культура изменилась, но многое либо осталось по-прежнему, либо стало еще хуже. Появились социальные сети, а вместе с ними появились и новые способы травить людей. Харассмент в таких реалиях стал еще более опасным. В 2016 году профессиональный игрок в League of Legends под ником Remilia, которая умерла в 2019 году, ушла из киберспорта из-за тревожности и стресса, которые возникли у нее на почве сексистского и трансмизогинистического харассмента. Про одного из лучших в мире игроков Overwatch, который выступает под ником Geguri, говорят, что она использует софт для того, чтобы понизить звучание своего голоса. Вопросы исключительно женских ивентов активно обсуждаются, и зачастую подобные турниры видятся либо как ненужные, либо становятся лишь этакими "ступеньками", которые мало как позволяют приблизиться к какому-то прорыву. 90% киберспортивных стипендий уходят мужчинам.
Нынешние женские турниры имеют мало общего с тем самым Женским турниром по Quake и беспрецедентными усилиями, которые организатор Анна приложила для того, чтобы тот турнир состоялся. Но это был знаковый ивент для своего времени, который и по сей день остается ярким лучиком в истории женского гейминга, да и гейминга в целом.
- Автор оригинальной статьи: Алексис Онг @ PC Gamer.