Bly: "Пусть я выиграю одну из ста безнадежных игр, но ради этого стоит задерживаться в играх подольше"
Небезызвестный Bly не так давно отметился интервью, в котором рассказал о своем подходе к игре, о переходе с Warcraft 3 на Starcraft 2 и о проблемах агрессивной игры за зергов в текущей версии старкрафта. Мы это интервью, в свою очередь, перевели.
– Как бы ты описал себя как игрока?
– Интересный вопрос. Думаю, я бы использовал такие слова, как "фристайл", "агрессия", "особенные билды". В общем, такие вещи, благодаря которым игра приносит мне больше удовольствия.
– Думаю, многие согласятся с тем, что билды у тебя зачастую и правда особенные. Но тут вот какой вопрос. Ты ведь раньше играл в Warcraft 3. Как бы ты описал свой переход из WC3 в SC2? Если говорить именно про различия в стиле игры.
– Сложно говорить именно про этот аспект, потому что в WC3 идет большая ставка именно на микроконтроль и перемещение армии, нежели на заказ юнитов и налаживание экономики. В SC2 контролить приходится меньше, хотя здесь также присутствуют такие компоненты, как перемещение армии и понимание того, как идет игра. Но в большинстве случаев макро в SC2 гораздо важнее микро, и поэтому мне сложно было переключиться.
В начале SC2 я играл очень много и при этом не мог добиться хороших результатов – в силу привычки я слишком фокусировался на микро, вместо того чтобы строить побольше юнитов и потом просто делать А-клик.
– Есть ощущение, что Starcraft 2 даже наказывает игроков за микро?
– Иногда да. В ситуациях, когда речь не идет про сражения в лейте, где 200 на 200 лимита и где ты заказываешь войска уже после того, как битва окончена.
https://www.youtube.com/watch?v=MjAw6G1JgqQ&ab_channel=ESChampESChamp
– Ты сохранил какие-то геймплейные элементы из WC3 в своей игре в SC2?
– Мне нравится микрить, и я по-прежнему иногда "замикриваюсь" – даже несмотря на то, что в SC2 играю уже десять лет. Из-за этого постоянно пропускаю инъекции, не тяну крип, забываю заказывать юнитов. Тяжело это – быть топовым прогеймером и раз за разом допускать одни и те же ошибки из-за того, что ты делаешь то, что тебе нравится делать.
– Гиперагрессивный стиль игры у тебя тоже со времен Warcraft 3?
– Нет. Когда я начал играть, то понял, что если ты не знаешь, что именно делает твой оппонент (особенно это актуально, если ты играешь за зергов), то ты строишь лингов – пытаешься ими разведать, что-то еще сделать. И так как у меня хорошее микро, то я могу и разведку провести, и похарассить, и при этом я защищен от алл-инов.
– Ты часто используешь билды с прокси-хатой. Как эта стратегия эволюционировала с течением времени? Твои соперники ведь играют против тебя на ладдере и знают, что ты будешь играть нестандартно; возможно, иногда даже пытаются как-то прямо законтрить твои нестандартные стратегии. Как ты готовишься к тому, что, возможно, соперники будут готовиться к тебе?
– Когда я придумываю какой-то новый ход, то обычно играю его месяц-полтора. Потом соперники разбираются, как против этого билда играть (обычно на это уходит как раз полтора месяца). Тогда я придумываю новый билд, который работает против того, что они делают для того, чтобы законтрить мой предыдущий билд.
А если соперник пытается сделать слепую контру к тому, то что я делаю? Например, я играю прокси-хату, а соперник ее блокирует. Ну, я проигрываю эту игру, а в следующей я делаю контру к их контре. Это как в покере – майндгеймсы и блеф.
https://www.youtube.com/watch?v=_Lo2V_62KiI&ab_channel=Alex007SC2
– Такие вот стратегии типа "контра к контре" – ты их готовишь до турнира или придумываешь уже непосредственно во время матчей?
– Думаю, в большинстве случаев я импровизирую. Я не очень хорош в том, чтобы раз за разом делать одно и то же – мне становится скучно. Поэтому я действую так, как говорит мне игра. Если игра располагает к тому, что сыграть алл-ин, то почему бы и нет. Если играем на карте, на которой не получится сделать алл-ин – ну, окей.
Starcraft 2 – это очень сложная игра, и тут нужно принимать во внимание мельчайшие детали: как соперник может защититься, или что будет, если вы покажете фейковый алл-ин, или получится ли ввести соперника в состояние паники, если вы поставите вторую хату не на натурале, а на третьей локации.
– Но это ведь не всегда 100% импровизация. Иногда ты изучаешь своих соперников, выискиваешь их слабые места и готовишь специальные билды. Как происходит это процесс?
– Я такой человек, который постоянно выискивает ошибки. Вот все время этим занимаюсь. И если я вижу у игрока какую-то ошибку, за которую его можно наказать, то я всегда это и делаю – мне это нравится. И еще так я могу придумывать новые стратегии.
Например, я знаю, что большинство протоссов в ZvP играют так: делают под бустами двух адептов и затем отправляют их к зергу. Я же делаю четырех лингов и жду, пока адепты уйдут с протоссовской базы. Адепты ушли – ну, здравствуйте.
В общем, стараешься искать такие вот окна во всех элементах игры и впоследствии использовать их.
– Ты смотришь реплеи конкретно своих соперников или просто много реплеев игроков за ту или иную расу?
– Обычно со многими игроками ты попадаешься на ладдере, плюс еще кастомки с ними играешь. И ты знаешь, у кого какие слабые места и, наоборот, кто в чем особенно силен и чего против них лучше не делать. Это все очень сложно, но если упростить, то все сводится к тому, что ты пытаешь сразить соперника и при этом сам не попасть под его удар.
– Есть ощущение, что за зергов креативить сложнее, чем за другие расы?
- 100%. У протоссов очень много инструментов для такой игры, равно как и у терранов. А лучший способ игры за зерга – это сидеть, дрониться и скаутить. Мой подход к игре за эту расу очень отличается от того, что делают все остальные. И это очень сложно из-за того, что сильно не хватает инструментов. Blizzard просто забрали у зергов все инструменты!
Когда микоз полностью останавливал юнитов – я играл инфесторо-реведжеров. Когда нидус был намного дешевле и быстрее – я играл нидус. Было время, когда я использовал алл-ины на линг-роуч-реведжерах, но потом близзы добавили в игру перегрузку батарейки (спасибо им за это).
Кто-то скажет, что я использовал имбу. Но при этом я находил какой-то билд, который работал против всех. Может быть, это действительно была имба. А может быть, соперники просто не знали, как от этого правильно защищаться.
Потом еще вышел этот патч с великолепными, инновационными, дешевыми войдреями. Последний патч, короче, был no bueno.
– Тебе не кажется, что Blizzard сознательно стараются отвадить игроков от креативной игры?
– Ну, вот перегрузка батареи – ее "сделали для PvP". Но как раз там эту механику почти не используют. Зато она постоянно применяется в PvZ и PvT. А вот в PvP – так, от случая к случаю.
Blizzard пытались сделать так, чтобы старкрафт был макро-ориентированным. Они забрали у зерга почти все опции для харасса, лишили зергов почти всех алл-инов. Батарейки эти… Хотя было ведь время, когда было ядро материнского корабля, которое делало так, чтобы пилоны могли стрелять. Тоже такое…
Я как раз тогда в финале Дримхака играл против протосса. Перегрузка пилона тогда стоила 25 маны, а спустя три дня ее стоимость подняли до 50 маны.
https://www.youtube.com/watch?v=xxqr4EqECFc&ab_channel=kabyraGe
– Как с течением времени изменялась твоя стратегия с прокси-хатой?
– Сначала я играл эту стратегию до тех пор, пока ее не научились отбивать даже те, кто играет на 5700 MMR. Тогда я решил, что нужно пробовать другие вариации. Собственно, ты просто продолжаешь экспериментировать и искать. Где поставить хату? Что если поставить ее раньше? Что если поставить ее позже? Что если поставить третью хату у соперника на натурале?
– Мой любимый вариант, это когда ты ставишь хату прямо в стенке у протосса.
– О, это по-прежнему работает. Там дальше можно сорвать дронов (трех оставить на добыче), потом отменить хату и вместе с юнитами и дронами зайти к тоссу. А можно и достроить ее. Многое решает постановка зданий, структура карты, действия соперника. Много вариантов.
Я адаптирующийся игрок, поэтому я во время многочисленных игр по этой стратегии постоянно думал о том, как можно сыграть. Соперник атакует хату четырьмя пробками и зилотом? Пожалуй, он не успеет ее убить, а я смогу построить королеву, дальше убить гейт… У меня было много практики, хотя я с самого начала все делал практически идеально, потому что мне нравится так играть.
– Мне рассказывали, что однажды во время онлайн-турнира у тебя сломался компьютер, и, чтобы запитать его, ты использовал автомобильный аккумулятор. Это правда?
– Это было на Penthouse Party или каком-то другом турнире от TaKe TV. У меня на несколько часов вырубили свет. Я попросил организаторов подождать и позвонил отцу – попросил, чтобы он принес мне аккумулятор. И он принес. Мощный, где-то на 2,5 часа игры его хватило.
– Я даже не знал, что ПК можно запитать от автомобильного аккумулятора. Он не может от этого взорваться?
– С чего бы? Конечно, в обычной ситуации они несовместимы. Но если есть адаптер… то нужно адаптироваться!
– Ты и в жизни креативный и умеющий адаптироваться к ситуации человек?
– Да. Наверное, не столько даже креативный, сколько именно адаптирующийся – я постоянно импровизирую. Даже с той же ситуацией с турниром и аккумулятором – я там думал, что, может быть, можно взять ПК и пойти сыграть из дома дяди, но он жил слишком далеко. А как-то раз, когда я еще жил в Киеве, мне тоже отключили свет, и я пошел играть из дома своего друга Алекса 007.
– В ранние годы SC2 ты тренировался по 40+ часов (надо полагать, в неделю). Ты по-прежнему тренируешься в таком режиме?
– Я всегда тренируюсь. Даже сегодня перед этим интервью я наиграл 6 часов, и еще 3–4 часа сыграю потом.
– У тебя есть какой-то режим тренировок? В том плане, над чем конкретно ты работаешь.
– В основном ты просто играешь, чтобы стать лучше; чтобы повысить общий уровень игры. Но если у тебя на носу турнир… Вот, например, мне предстоит играть на Дримхаке против протосса, и поэтому я сегодня, конечно же, тренировал ZvP. Я изучал своего соперника PtitDrogo – смотрел его реплеи; искал, что можно против него сделать. Ну и тренировал то, что я мог бы против него сыграть. Импровизация, но не 100% импровизация.
– А ты что-то записываешь? Или держишь все в голове?
– Ничего не записываю. Я упрямый и ненавижу проигрывать. А если ты ненавидишь проигрывать, то после каждого поражения тебя захлестывают эмоции. И гораздо чаще ты запоминаешь эмоции гораздо лучше, чем просто мысли.
– В твоей "реальной жизни" были какие-то ситуации, которые сделали из тебя адаптирующегося человека?
– Моя жена говорит, что я очень упрямый. Даже в играх. Многие вот ноют: "Ты слишком поздно выходишь из игр, бла-бла-бла, зачем ты тратишь мое время". Да, я выигрываю одну из ста таких игр, но даже ради одной этой победы стоит задержаться в игре подольше.
В основном соперники вайнят из-за игр, где я не выхожу в ситуации 50 лимита, против, например, 150 лимита. Но я продолжаю играть в тех случаях, когда могу представить, как там еще можно выиграть.
– А можешь привести пример такой игры, где соперник и зрители думали, что ты проиграешь, а ты выиграл? Такое случается?
– Часто случается. Помню игру против uThermal’а, где у него было 150 лимита против моих 90, грейды 1-1 на 0-0. Вроде это был какой-то турнир от Wardi. И я там просто закопал бейнов и… пыщ!
– Думаю, много кто не любить проигрывать. Как ты в этом плане отличаешься от других?
– Да это просто упрямство. Если я проигрываю, хотя мне самому кажется, что я не должен проигрывать, то я злюсь на самого себя и говорю себе, что нужно победить: "Ты ни за что снова не проиграешь этому парню. Он же так плох..."
Такой вот менталитет. Может быть, это хорошо. Может быть, плохо. Но иногда это помогает больше тренироваться. Иногда – насыщает мозг и тело адреналином; дает энергии на то, чтобы думать на два-три шага наперед.
– А бывало, что твои эмоции тебе вредили?
– Постоянно такое. На каждом крупном турнире я просто сыплюсь, хотя играю уже пятьдесят лет. И все равно – на каждом крупном ивенте мне сложно успокоиться и сфокусироваться. Обычно у меня просто включается "туннельное видение". А так, если я не нервничаю, то обычно играю очень хорошо.
– Ты в ходе своей карьеры пробовал как-то с этим бороться?
– Да, я много чего перепробовал. И психология, и медитации, и даже таблетки от нервов. Ну и, в общем, таблетки просто выключат твой мозг. Медитация – немного помогает, но все равно сложно успокоиться. Психолог – тоже немного помог, но все равно… Наверное, я просто очень эмоциональный человек.
Если мне в течение дня предстоит сыграть несколько матчей, то уже после первого у меня из-за нервов не остается эмоций. Следующие матчи тогда идут легчайше.
https://youtu.be/MRK_A-fN-QQ
– То есть получается такая ситуация, где эмоции тебе иногда помогают, а иногда наоборот. Ты вообще представляешь, что в какой-то момент будешь выступать уже без такого эмоционального фона? Или ты смирился, что тебе от эмоций никуда не деться?
– Я пытался от них избавиться, и единственный способ, как у меня получилось это более-менее сделать – это достичь максимальной уверенности в себе. Ну то есть если какого-то игрока ты обыгрываешь постоянно, то ты просто раскатываешь его и особо не нервничаешь при этом. Ну, типа, а чего нервничать? Я ведь в любом случае выиграю.
В остальном же… Я просто привык.
– Получается, если игра у тебя идет, то ты от этого играешь еще сильнее. А если не идет – то начинается тильт. Какой игрок контрит тебя лучше всего?
– Игроки, которые играют в очень оборонительном стиле. Вот против таких мне очень сложно играть. Из примеров – ShoWTimE. Он очень хорошо умеет исполнять какую-то минимальную агрессию для разведки и при этом очень надежно отыгрывает в обороне.
– Мой любимый вопрос. Если бы ты мог что-то изменить в старкрафте, то что бы ты изменил?
– Только одну вещь?
– Да, только одну.
– У-у-у… Я же так много чего хотел бы изменить… Гидра – два грейда в одном было бы отлично. Инфесторы – микоз, который полностью останавливает юнитов. Идеально же. Или, может быть, чтобы инъекции давали четыре личинки? Так много всего хочется.
– И тем не менее – если выделить что-то одно?
– Микоз, который полностью останавливает юнитов.
– Какой совет ты бы дал игрокам, который хотят играть, как Bly?
–- Просто получайте удовольствие от того, как вы играете. Если вы выгораете от постоянного копирования стандартных билдов, то попробуйте просто пофристайлить и наслаждайтесь игрой. Я именно так и поддерживаю свою мотивацию: пробую разные вещи, и если мне что-то наскучивает, то начинаю делать разные рандомные вещи. Иногда в результате получаются хорошие билды.
Так вот и находишь способы побеждать более сильных игроков.
– Скажешь что-нибудь напоследок?
– Спасибо всем, кто за меня болеет. Я по-прежнему много играю, при этом продолжаю стримить. Подключайтесь и возьмите себе на вооружение какие-нибудь из моих алл-инов – я на стримах обычно именно алл-ины и играю.