Все очень плохо. Трешовые клоны Mortal Kombat из девяностых
В 1992 году компания Midway выпустила игру, ставшую оригинальным Mortal Kombat, а еще спустя годик – продолжение в виде Mortal Kombat 2. Два файтинга принесли Midway горы денег, и нет ничего удивительного в том, что в игровой индустрии сразу же появились предприимчивые ребята, которые захотели повторить успех "Мортача". Давайте вспомним, кто и как пытался сделать свою "Смертельную битву".
Наверное, уже начиная с 1992 года игровая индустрия начала сходить с ума по файтингам. И можно смело предположить, что ни один тайтл не породил столько клонов, подражателей, дешевых имитаций и дорогостоящих провалов, как Mortal Kombat и Mortal Kombat 2.
Всего за пять лет на головы игроков вывалилась огромная куча игр, которые использовали такой же формат, как и MK. Там были битвы, результатом которых становилась смерть одного из бойцов, причем битвы эти зачастую организовывало какое-то сверхъестественное существо. Там был зловещий голос, который комментировал происходящие на экране события и приказывал игроку добить беспомощного противника. Там были брутальные финишеры, которые всем своим видом показывали, как они должны провоцировать споры и неоднозначную реакцию со стороны общественности. Там были, наконец, секретные приемы с "инсайдерски-юмористическим подтекстом".
Сегодня мы вспомним самые бессовестные переиначивания Mortal Kombat. Сразу отметим, что некоторые из них так и не дожили до релиза. Ну а те, кто дожил – поспособстовали упадку соответствующих игровых платформ в конце девяностых.
Time Killers (1992)
https://www.youtube.com/watch?v=j9H4A2MIIy4&ab_channel=szydlak
Эта игра примечательная по двум причинам. Во-первых, ее сделала компания Incredible Technologies – то есть, те же люди, которые разработали симулятор гольфа Golden Tee. Во-вторых, это файтинг с оружием. Причем здесь оба бойца могли лишиться рук и продолжить сражение в равных, так сказать, условиях.
В списке персонажей Time Killers были такие личности, как Thugg (20 тысячи лет до нашей эры), успевший в свое время повоевать с пришельцами, и Mantazz (4002 год уже нашей эры), который представлял собою богомола с придатками в виде каких-то лезвий. Персонажем, который был ближе всего к нашему времени, стал Rancid – считай, этай Дюк Нюкем, у которого на лбу была татуировка, которую ему набили в тюрьме. Чувак из 2024 года, так что надо будет внимательно посмотреть, не пойдет ли он баллотироваться в президенты.
Time Killers не снискала теплого приема на Super Nintendo и SEGA. За полгода до релиза игры обзор на нее появился в журнале Electronic Gaming. Оценки были плохими, из-за чего издатель THQ решил прикрыть уже законченный, в принципе, проект. В то же время Nintendo отказалась портировать игру на свою платформу. В 1996 году игра вышла при поддержке издательства Black Pearl Software, но к тому времени она уже смотрелась весьма устаревшей. К тому же в ней было невероятно много жестокости – как для игры, которая по сути являла собою весьма скучный треш.
Survival Arts (1993)
https://www.youtube.com/watch?v=q-i22kQ9htw&ab_channel=TheOldskoolVideoGamer
Первый из четырех файтингов от компании Scarab. Три из четырех этих файтингов были безнадежно плохи, а четвертый файтинг под названием Fighting Vipers 2 был таким-себе портом, который вышел на Dreamcast за два месяца до того, как разработчики прекратили поддержку этой консоли.
Почти все в Survival Arts заканчивалось каким-то чересчур уж разухабистыми фаталити, что в целом снижает привлекательность этой фишки в файтингах. Игроку нужно было просто согнать счетчик здоровья своего соперника до нуля – и тогда тот умирал либо от поражения током, либо ему отрубали голову, либо поджигали, либо заканчивали его жизнь еще каким-либо образом.
Компанию Scarab в конце-концов купил некий холдинг, после чего студия была переименова в Feelplus. В 2010 году она сделала порт игры No More Heroes: Heroes' Paradise для Wii, вскоре после чего была закрыта.
Tattoo Assassins (так и не вышла)
https://www.youtube.com/watch?v=tnGpcMTf0k4&ab_channel=markusredfield
Для работе над этим проектом компания Data East привлекла Боба Гейла – а это человек, который вместе с Робертом Земекисом написал сценарий для "Назад в будущее". Боб возглавил команду, которая должна была сделать все то же самое, что в 1992-1993 годах принесло Midway миллионы долларов.
Как и в Mortal Kombat, в Tattoo Assassins были (ну, или должны были быть) всевозможные диковинные фаталити и ехидный юмор. Разработчики заявили было о том, что в игре будет 2196 фаталити, но на деле оказалось, что после проигрыша персонажи просто превращались в практически неузнаваемые оцифрованные изображения то Элвиса Пресли, то морского котика, то машины, то рыцаря в сияющих доспехах, то еще какого-нибудь рандомного предмета. Еще здесь были "нюдалити", после исполнения которых персонажи оголялись (прикрывая, впрочем, самые важные места) и fart-ality (даже переводить не будем, что это такое; смотри видео на 8:33).
В общем, в самой основе Tattoo Assassins лежали неоригинальные идеи, и при этом какие-то собственные оригинальные идеи не смогли стать основой игры. Так что мир ничего не потерял в тот момент, когда Data East решила прекратить разработку этой игры. Сделано это было вследствие того, что компания прислушалась к отзывам собственных разработчиков и тестировщиков и небезосновательно посчитала, что конкурировать на рынке, где к тому времени уже появились куда более качественные Killer Instinct и Primal Rage, она просто не сможет.
Primal Rage 1994
https://www.youtube.com/watch?v=_aF-HtQ_BcU&ab_channel=LifeAndDeath
Primal Rage это один из самых успешных подражателей Mortal Kombat – как с точки зрения приема у критиков, так и с точки зрения заработанных денег. Игру выпустилли на практически всех доступных в девяностых платформах, у нее была более-менее приемлемая пресса, ну и еще здесь был целый набор динозавров. Все это помогло Primal Rage не стать еще одним бездарным закосом под Mortal Kombat в глазах общественности.
Помимо всего прочего, Primal Rage стала объектом для "боевых испытаний" новой системы рейтингов ESRB, которая вошла в обиход всего за месяц до релиза игры. Ну и чтобы вы понимали, в одном из местных фаталити конгоподобный Chaos просто-напросто писает на своего поверженного соперника (если действие происходит на арене с вулканом, то там даже появляется облачко пара). В 1996 году одна маманя из Аризоны увидела это великолепие в игре, в которую играл ее одиннадцатилетний сын, и не замедлила пожаловаться в различные медиа-ресурсы.
ESRB ответила, что у игры рейтинг Т, что означает Teen ("для подростков"), так что перво-наперво нельзя было давать эту игру одиннадцатилетнему сыну. Потом ESRB еще дополнила свой ответ, констатировав, что писание на динозавра – это не тот контент, который можно расценивать, как "только для взрослых". Вот так вот!
BloodStorm (1994)
https://www.youtube.com/watch?v=Nun6IqWGHKU&ab_channel=svsggg13
В 1994 году компания Incredible Technologies получила второй шанс сделать файтинг. Естественно, игра стала очередным якобы-убийцей Mortal Kombat. На словах разработчиков. На деле же – нет, не стала. Incredible Technologies провела работу над допущенными в Time Killers ошибками и решила добавить в игру возможность оторвать сопернику нижнюю часть тела. Да, при этом враг по-прежнему продолжал сражаться.
Как и в случае с Time Killers, игру предполагалось портировать на PlayStation и Sega Saturn. Но, как и в случае с Time Killers, от этой идеи в итоге отказались.
Kasumi Ninja (1994)
https://www.youtube.com/watch?v=UM82PgC1VVU&ab_channel=Kristthe30YearOldBoomer
С точки зрения визуала это был, наверное, самый наглый из всех подражателей Mortal Kombat (если говорить о тех, которые вышли в релиз). Но на это почти никто не обратил внимания, ибо игра стала эксклюзивом Atari Jaguar. Причем анонсировали ее еще до запуска консоли. Разработчики Kasumi Ninja позаимствовали у Mortal Kombat практически все ее примечательные особенности: оцифрованные спрайты и задники арен, параллакс-скроллинг, комментатор, а также истекающие кровью полоски здоровья.
Проблема заключается в том, что действие здесь происходило невероятно медленно, а графика была слишком темной и "грязной". Поэтому никто даже не мог понять, что там вообще происходит во время всех этих невероятно уродливых фаталити. С другой стороны, это можно считать своеобразным обходом системы родительского контроля, благодаря чему Kasumi Ninja становится одной из первых игр с опцией ограничения демонстрируемых на экране крови и расчлененки.
Kasumi Ninja стала первой игрой-подражателем Mortal Kombat, которая вышла в релиз после сенатских слушаний на тему жестокости в видеоиграх в 1993 году (для справки: Mortal Kombat 2 вышла на SNES и Genesis в сентябре 1994 года).
Way of the Warrior
https://www.youtube.com/watch?v=-_Ya4mSkDMI&ab_channel=Kristthe30YearOldBoomer
Эту игру для платформы 3DO разработала такая небезызвестная студия, как Naughty Dog, на чьем счету сейчас находятся престижные франшизы The Last of Us и Uncharted. Релиз игры даже косвенно сказался на том, что Naughty Dog вообще начала сотрудничать с Sony.
Way of the Warrior, то игра была опубликовала Universal Interactive Studios в 1994 году. Тогда должность вице-президента компании занимал Марк Черни. В 2001 году Sony купила Naughty Dog, а Черни стал одним из людей, которые разрабатывали архитектуру для PlayStation 4 и PlayStation 5.
Критики приняли Way of the Warrior вовсе не так, как они принимают игры от Naughty Dog спустя 20 лет. Геймплей, дизайн персонажей, визуал – все эти компоненты получили весьма низкие оценки. Большинство поигравших в игру людей видели в ней очередной клон Mortal Kombat.
Тем не менее, Naughty Dog получила у Universal контракт на разработку еще трех игр для PlayStation. В результате на свет появились три части Crash Bandicoot. А уже после этого Sony в 2001 году и приобрела Naughty Dog.
Ultra Vortek (1995)
https://www.youtube.com/watch?v=KxAf0bmjn4o&ab_channel=szydlak
Mortal Kombat так и не портировали на консоль Jaguar, поэтому Atari пришлось заказать еще один клон. И это произошло меньше чем за год до того, как компания прекратила какую-либо поддержку своей новой игровой платформы. Так-то Ultra Vortek приняли получше, чем Kasumi Ninja, но обзоры были все равно весьма скептические.
Ultra Vortek примечательна тем, что это единственная официально изданная игра, которая поддерживала голосовой модем Atari Jaguar. Было в той консоли такое странное устройство, которое позволяло созвониться с другом и устроить с ним зарубу в мультиплеере. Но от использования этого устройства очень быстро отказались – их выпустили всего около 100 экземпляров. В результате голосовой модем Jaguar стал предметом для коллекционирования.
Если быстренько взглянуть на представленные в видео фаталити, то можно заметить, что Ultra Vortek это очередная поделка не тему Mortal Kombat – но просто более медленная, менее сбалансированная и менее увлекательная. Фаталити здесь называются "аннигиляциями", а еще есть даже некое "дерьмалити". Может быть, это дань уважения Primal Rage с тамошней уринотерапией. А, может быть, это намек на то, чем является, собственно, Ultra Vortek.
The Realm Fighters (не дошла до релиза)
https://www.youtube.com/watch?v=xLxATRTicRE&ab_channel=bgP
Был у Atari в разработке и еще один двойник Mortal Kombat, вот только в начале 1996 года консоль Jaguar уже переставала подавать признаки жизни. Игру The Realm Fighters, которую разрабатывала компания High Voltage Software, показали на CES в 1995 году, а спустя примерно год разработку данного проекта прекратили. Это решение воспринималось, как некролог по несчастной консоли.
The Realm Fighters позаимствовала у Mortal Kombat 2 не только сюжет. Двое из актеров MK2 – Филип Эйн (Шанг-Цунг) и Каталин Замира (Джейд, Китана, Милина), – стали прообразами для некоторых из персонажей игры для Jaguar.
Позже разработчики говорили, что на момент отмены The Realm Fighters эта игра была уже практически готова. За пару десятков лет, что прошли с тех времен, несколько дисков с игрой все-таки попали в руки игроков.
Автор оригинального материала: Оуэн Гуд @ polygon.com