Итоги 2020 в жанре battle royale: PUBG, Apex Legends, Fortnite и Warzone
Прошедший високосный стал еще одним крайне насыщенным годом для жанра battle royale: в PUBG начали добавлять все больше нового контента, Apex разжился парой новых персонажей и каким-то образом сумел оживить свой киберспорт, Epic выпустили еще больше скинов для Fortnite и поссорились с Apple. К тому же на сцене появился новый претендент на главный рояль – Warzone, так что нам будет что обсудить в подведении итогов 2020 года.
Playerunknown's Battlegrounds
Еще в конце 2019 всем было понятно, что пик популярности PUBG остался далеко позади, и о возвращении к старым добрым временам не могло быть и речи. К счастью, игра продолжала удерживать достаточно неплохой стабильный онлайн, а разработчики успели провести огромную работу по улучшению производительности и исправлению багов. Поэтому в 2020 они решили сосредоточиться на создании нового контента.
В первых числах января нам представили достаточно крупное обновление с новой картой, Каракином, парочкой условно разрушаемых элементов обстановки и глайдером. Вслед за этим нам представили еще и Team Deathmatch, который был доступен через вкладку аркадных режимов. Нельзя сказать, что бои 8 на 8 с постоянным возрождением моментально завоевали всенародную любовь, однако своих фанатов новый режим нашел.
https://youtu.be/fuBajsiGVXE
Причем на этом ребята из PUBG Corp. останавливаться явно не собирались и каждые пару месяцев добавляли в свой battle royale что-нибудь новенькое: тут вам и обновленные карты Викенди и Санок, и абсолютно новая локация Парамо, которая выделялась сравнительно небольшим размером, динамической системой погоды и постоянными обновлениями арсенала и автомобильного парка. Здесь же стоит упомянуть и про первоапрельское обновление, добавившие в PUBG четыре класса персонажей: варвара, рейнджера, мага и паладина, снабдив и соответствующими абилками и магией.
https://youtu.be/IX9EJEupvOk
Ну а совсем недавно ко всему этому добавилось еще и обновление, привязанное к началу 10 сезона, где нам показали новую городскую карту Хейвен. Однако куда интереснее, что вместе с этим патчем в игре появился еще и некоторый элемент PvE: теперь во время матча вам могут встретится NPC, патрулирующие определенные локации при поддержке броневиков и вертолетов, убив которых вы сможете разжиться неплохим лутом.
https://youtu.be/YLwCfTA6LCQ
Напоследок хотелось бы отметить, что PUBG Mobile все еще приносит своим создателям достаточно неплохой доход, даже несмотря на то, что в сентябре приложение было забанено в Индии, которая является одним из самых прибыльных мобильных рынков в мире. Ах да, Battlegrounds еще зачем-то выпустили для Stadia, а вот отдельная версия игры для консолей нового поколения пока не планируется.
Тернистый путь в киберспорт
Как и у большинства других компаний, у PUBG Corp. были масштабные планы по развитию киберспорта в своей игре в 2020 году: анонсированная в конце 2019 PUBG Global Series должна была объединить под своим крылом множество крупных турниров с топовыми командами и завершиться грандиозным чемпионатом мира. Правда, реальность быстро внесла свои коррективы, и разработчики успели провести лишь один LAN-ивент, PGS Berlin, победу на котором в достаточно уверенной манере одержали парни из Natus Vincere.
Победители PGS Berlin 2020:
- 1 место: Na`Vi – 20 000 $
- 2 место: Team Liquid – 20 000 $
- 3 место: WTSG – 20 000 $
- 4 место: Exalt Gaming – 20 000 $
https://youtu.be/m5tBLEeTrpo
Вслед за этим последовал продолжительный период затишья, который организаторы потратили на переосмысление своих планов. Итогом всего этого стал анонс нескольких региональных онлайн-лиг, призванных поддержать команды в этот сложный для киберспорта период.
На протяжении года PUBG Corp. успели провести три сезона этих лиг, и стоит отметить, что вслед за победой "рожденных побеждать" в Берлине в борьбу включились и другие СНГ-команды, которые из раза в раз добирались до топовых позиций в Европейском регионе. Началось все с того, что Northern Lights, Tornado Energy и Na`Vi поделили между собой первые три места на PUBG Continental Series: Charity. Ну а затем все те же NTL и TE пробились в призы на первом и третьем сезонах континентальной лиги.
https://youtu.be/QNO5KKftO00
Правда, даже несмотря на неплохой список участников и приличные призовые (200 000 $ в каждом сезоне), все это не особо сказалось на интересе комьюнити к киберспортивному PUBG, и стримы соревнований все так же колебались в районе 10–20 тысяч зрителей, что явно является не лучшим знаком для будущего дисциплины. А вот у PUBG Mobile дела с этим обстояли куда как лучше: мало того, что разработчики решили не отменять чемпионат мира по мобильной версии, который состоялся в ноябре, так еще и зрителей он собрал в разы больше (259 тысяч в среднем).
Итоги
В плане обновлений контента у PUBG в 2020 все было более чем достойно, хотя, за исключением последнего апдейта, они редко могли похвастаться условным "вау эффектом". Мобилки все еще чувствуют себя очень неплохо даже в плане киберспорта, а вот у ПК-версии с этим аспектом все идет ни шатко ни валко. С одной стороны, можно порадоваться успехам СНГ-коллективов, с другой – разработчикам стоит задуматься на оживлением сцены и привлечением дополнительной аудитории. Остается надеяться, что PUBG Global Invitational, запланированный на февраль 2021, сможет как-то помочь в решении этой проблемы.
Apex Legends
Отойдя от всех взлетов и падений 2019 года, Respawn начали 2020 с составления четкого и последовательного плана по развитию игры и созданию нового контента. Конечно же, из-за необходимости как-то монетизировать свой free-to-play проект львиная доля всех обновлений пришлась на всевозможные праздничные и сезонные ивенты с новыми скинами, однако и куда более серьезных апдейтов тоже хватало.
https://youtu.be/75szF5i41Bw
Начать стоит с февральского патча, добавившего в игру новую легенду – Ревенанта – с клевым тизером, а также достаточно масштабные перестановки на Краю Света, приуроченные к началу нового сезона. Впоследствии это стало своего рода визитной карточной каждого последующего сезона Apex Legends: в пятом нам представили Лобу, умеющую дистанционно потрошить контейнеры с лутом, а также изменили Каньон Кингс, ну а в шестом роль новичка досталась Рампарт и ее переносной турели, а Край Света ждали очередные правки. Ну а в ноябре до игроков наконец-то добралась абсолютно новая карта – Олимп в компании Хорайзон, квантового физика, специализирующегося на управлении гравитацией.
https://youtu.be/_ZpLbriJXvM
Не стоит забывать и про множество куда более мелких нововведений, которые частенько проскакивали в патчноутах. В игру постепенно добавлялось новое оружие, а старое то и дело переезжало в луткрейты и обратно. Что же до легенд, то временами разработчики брались за нерфы и бафы наиболее проблемных персонажей, и в конце концов это принесло свои результаты. Конечно же, Рейф все еще является королевой Apex Legends, и без нее не играет ни одна профессиональная команда, однако в остальном то тут, то там стали появляться достаточно интересные композиции с Каустиком, Гибралтаром, Крипто, Ревенантом и Балдхаундом.
Медленный подъем соревновательного Apex'a
Стоит ли говорить, что все планы Respawn с серией из 12 турниров, различными уровнями игры и Major'ами достаточно быстро превратились в тыкву. Поэтому в 2020 нас ждала уже ставшая привычной система с региональными онлайн-лигами, правда, стоит отметить, что особо крупными призовыми они похвастаться все еще не могли, да и расписание с огромными перерывами между турнирами оставляло желать лучшего.
В отсутствие крупных официальных соревнований игрокам и зрителям пришлось довольствоваться чередой отборочных и мелких турниров от сторонних организаторов, которые всеми силами старались поддерживать жизнь киберспортивной сцены. И каким-то невероятным образом это дало свои плоды: число зрителей на трансляциях игры постепенно росло, а финалы последнего ALGS так вообще собрали почти 50 000 пользователей. Здесь же стоит упомянуть, что к финалам осенней серии разработчики наконец-то решили сделать первые шаги к улучшению качества освещения своих турниров и дали нашим стримерам возможность транслировать матчи для русскоязычной аудитории.
https://youtu.be/cDxYSzXIPo0
Что же до результатов СНГ-команд на профессиональной сцене, тот тут все складывалось несколько неоднозначно. Na`Vi, Major Pushers, Dead inside, Luminosity Gaming и Gambit частенько выигрывали небольшие турниры, временами попадая в призы на крупных ивентах, однако им недоставало стабильности, и громких побед мы так и не дождались.
Итоги и будущее
https://youtu.be/qzdGo7FBndA
Несмотря на некоторые проблемы, в 2020 году Apex сделал сразу несколько серьезных шагов вперед: новый контент был достаточно интересным, геймплей стал куда более разнообразным и даже зрители, похоже, стали оттаивать по отношению к киберспортивным ивентам. Что же до планов на 2021, то разработчики пока не поделились с нами хоть каким-то подробностями, и мы знаем лишь то, что следующий турнир серии ALGS должен состояться в конце марта.
Fortnite
В отличие от своих конкурентов, старающихся удержать интерес игроков с помощью каких-то новых геймплейных идей, Fortnite решила пойти по пути создания своего рода парка развлечений, в котором игровой процесс играет далеко не самую важную роль. Конечно, время от времени Epic снисходили до банальных обновлений баланса, однако куда чаще они анонсировали добавление новой линейки скинов, которые охватывали все больше и больше популярных тайтлов, начиная от Мстителей и заканчивая Кратосом.
Здесь же стоит упомянуть и про "Королевскую вечеринку", в рамках которой различные музыкальные исполнители стали куда активнее презентовать свои новые композиции и клипы. Из общей массы, конечно же, выделяется премьера от K-Pop группы BTS, окруженная огромным количеством хайпа и собравшая невероятный онлайн.
Что же до соревнований, то Epic, похоже, оставили попытки превратить Fortnite в полноценную киберспортивную дисциплину, сосредоточившись вместо этого на комьюнити-турнирах, сопроводив их тематическими ивентами и новыми скинами. Сторонние организаторы вроде DreamHack'a постарались как-то разбавить все это более профессиональными турнирами, но получалось у них с переменным успехом, и даже тогда СНГ-игроки нечасто добирались до топовых позиций.
Epic vs Apple
https://youtu.be/euiSHuaw6Q4
Чуть ли не самым интересным событием для Fortnite в 2020 стало противостояние разработчиков игры и Apple относительно распределения средств от продаж в мобильной версии. Устав мириться с "грабительскими" правилами App Store'a, Epic Games решили ввести в Fortnite Mobile свою собственную платежную систему в обход функционала Apple. На что последние ответили вполне закономерным удалением игры из своего сервиса.
На протяжении последующих недель ситуация продолжала экскалировать. Apple отрезала Epic'ам доступ к средствам разработки iOS, попутно пригрозив прикрыть еще и Unreal Engine. Ну а "Эпики", в свою очередь, забрасывали оппонента охапками исков и агитировали пользователей на борьбу с монополистами путем раздачи эксклюзивных скинов и проведения турниров под хештегом #FreeFortnite. Причем на данный момент эта история так ничем и не завершилась, и обе стороны ожидают новых судебных заседаний.
Итоги
Кто бы что ни говорил, но, за исключением перепалки с Apple, Epic Games может считать 2020 год невероятно успешным. Онлайн у Fortnite все еще крайне высок, зрителей на трансляциях хватает, да и скины продаются с огромной скоростью. Так что вполне вероятно, что в будущем нас ждет еще больше коллабораций с популярными брендами и музыкальными группами, а также кое-какие обновления геймплея.
Call of Duty: Warzone
Несмотря на то, что пик популярности battle royale'ей остался позади, Activision Blizzard решили еще разок попробовать привнести какое-то подобие этого режима в Call of Duty. И в отличие от не слишком-то популярного Blackout из Black Ops 4, в этот раз у них получилось куда лучше.
https://youtu.be/0E44DClsX5Q
Нельзя сказать, что CoD: Warzone, релиз которой состоялся в марте 2020, была особо инновационной, однако комбинация из интересных идей вроде наличия техники (с физикой этой техники до сих пор наблюдаются определенные проблемы), ГУЛАГ'a, позволяющего вам возродится после смерти, сбора и траты денег на покупку раззличных бонусов, а также крайне приятных стрельбы и дизайна карт из Modern Warfare подарили battle royale'ю шансы на успех.
Свою роль сыграло и то, что Activision и Infinity Ward решили разделить обычную игру и WarZone, сделав последнюю бесплатной. Благодаря всему этому, а также определенному продвижению среди стримеров, WarZone удалось собрать почти 200 тысяч зрителей на стриминговых площадках на релизе, а саму игру загрузили почти 60 миллионов игроков за первые два месяца.
Впоследствии разработчики старались всеми силами удержать внимание пользователей, выпуская более или менее регулярные обновления, меняющие карту, добавляющие новое оружие и правящие баланс. Тем не менее с течением времени интерес аудитории стал снижаться, да и релиз новой Call of Duty под названием Cold War поставил "варзону" в не слишком приятное положение. В конце концов Activision решили не отказываться от своего battle royale'я, попробовав объединить в нем механики из старого и нового CoD'a, и благодаря этому им удалось вернуть часть пользователей к экранам. Правда, не до конца понятно, как все это будет работать в долгосрочной перспективе.
Что же турниров, то Activision хватало забот с Call of Duty League, и над полноценным планом по созданию киберспортивной инфраструктуры в WarZonе они не заморачивались. Тем не менее многие сторонние организаторы постарались сыграть на популярности данного режима, проводя более или менее регулярные соревнования с приглашенными стримерами, на которых победа частенько доставалась различным СНГ-миксам.
https://youtu.be/urCYXAInic0
Итоги
Несмотря на все достоинства WarZone, она вполне может стать заложником производственного цикла Call of Duty, и попытки собрать в одном режиме кусочки каждой новой игры серии вполне могут похоронить этот battle royale. На данный момент Activision Blizzard удалось приостановить отток игроков. Однако принимая во внимание, что у Cold War хватает проблем, которые наверняка потребуют внимания разработчиков, вполне вероятно, что через пару месяцев массовый исход игроков из WarZone возобновится, особенно учитывая тот факт, что разработчики не спешат анонсировать прорву нового контента.
- Итоги 2020 года: Dota 2.
- 2020: Большие итоги паршивого года в CS:GO.
- Итоги 2020 в жанре battle royale: PUBG, Apex Legends, Fortnite и Warzone.
- Большие итоги 2020 года в Overwatch: киберспорт, трансферы и скандалы.
- Итоги года в ККИ: Hearthstone, MTG, Legends of Runeterra, Гвинт и Artifact.