Harstem – про ESL Pro Tour, Team Liquid, развлечения, баланс в игре и в реальной жизни

Harstem – про ESL Pro Tour, Team Liquid, развлечения, баланс в игре и в реальной жизни

В интервью TL.net один из лучших европейских протоссов Кевин "Harstem" Де Кониг рассказ о том, как он оказался в составе команды Team Liquid, основательно прошелся по балансу в PvP, а также рассказал, почему не горит желанием ехать тренироваться в Корею, как веселятся Старкрафтеры в Польше, про любимого Боба Дилана и почему Кевин предпочитает не оставлять на долгое время старкрафт. Ну и в целом разговор получился очень живым и открытым.

news_5e54e7e19362e.jpg

– Чем ты занимался в межсезонье? Устроил себе небольшой отпуск?

– Я никогда надолго не оставлял игру. Мне кажется, что есть люди, которым передышка приносит пользу, но стоит мне взять перерыв – и по возвращении я просто никакой. То есть я, разумеется, периодически даю себе отдых, но я стараюсь не отдыхать от старкрафта больше, чем неделю. Вот в этот раз я взял небольшой перерыв на Рождество – 24, 25, 26 число – но все оставшиеся дни играл, стримил. Ну и потом еще скатался с друзьями на небольшой праздник в Польшу.

– А что там такого в Польше?

– Выпивон? (смеется)

– То есть, ты там с друзьями по старкрафту тусил?

– Ага. Lambo, Elazer, Miniraser (если помнишь такого) и Drogo.

– И в Польшу вы поехали потому, что это, во-первых, дешево, а во-вторых, Elazer может быть вашим гидом?

– Да мы не в Варшаву ездили. Мы в 2017 году ездили туда на Новый год, и нам очень понравилась Польша, поэтому мы снова хотели посетить столицу. Но Elazer в Варшаве тусить не хотел, потому что он же там живет. И в итоге мы решили, что нам подойдет Краков. Было немного холодновато, но мы в Польше всегда хорошо проводим время.

– Ну так вы пили в основном, все-таки.

– Нет-нет, помимо этого мы активно посещали достопримечательности, что само собой разумеется. Мы вообще интересуемся культурой. И в плане культуры у нас была очень разношерстная группа. И к тому же мои родители читают все эти интервью, так что про алкоголь я тут не могу особо распространяться (смеется). Ну, бывало что и пропустим стаканчик-другой (смеется).

news_5e54ee04d3025.jpg

– Я тут почитал наше последнее интервью, что было еще в 2018 году. Ты еще тогда говорил, что ненавидишь перерывы в тренировках, но попробуешь над этим поработать.

– Ага. Я пробовал, устраивал себе перерывы, да и сейчас я чаще устраиваю себе небольшой отдых от игры – это точно. Но идею с более-менее долгосрочными отпусками я оставил. Вот Serral говорил, что он отдыхает три недели; я знаю, что uThermal периодически оставляет игру на пару недель. Но стоило мне отдохнуть пару недель – по возвращении я был никакой. Поэтому я чаще беру выходной на день… Раньше мне было от этого не по себе, но сейчас как минимум один день в неделю я играю меньше, чем три-четыре часа. Это уже большой шаг к тому, чтобы сделать свой образ жизни более здоровым. Но что касается долгих перерывов, то тут я точно не фанат.

– Наверное, поэтому SC2-сцена тебе подходит. Я про то, что тут межсезонья как такового толком и нет (прошедшее "межсезонье" тому доказательство); старкрафт никогда по-настоящему не останавливается. Другим игрокам это, кажется, не очень нравится, но для тебя это ни разу не проблема.

– Да, меня это не особо заботит. Мне больше нравится, когда есть турниры, чем когда турниров нет. Хотя онлайн-турниры меня не особо радуют. Во-первых, потому что я ненавижу играть на пинге, да и сражаться на турнирах с теми же европейцами, с которыми я играю на ладдере, – это через какое-то время начинает отдавать инцестом. Как-то неловко играть онлайн-турниры только против европейцев, а если хочется поиграть против кого-то еще, так там пинг, который я терпеть не могу. Даже если это всего лишь 60 или 70 мс – просто не могу играть, аж самообладание теряю. Поэтому я не очень люблю играть на онлайн-турнирах.

Но вот турниры ESL Pro Tour мне нравятся. Пусть там всего-то 10 рейтинговых очков на кону (деньги меня мало волнуют, эти 70 или 100 долларов, сколько там дают). Вот очки, сам статус официального ивента – из-за этого ты выкладываешься сильнее. Борьба получается более жесткой, чем на другом еженедельнике с таким же призовым.

Ну и еще было несколько ивентов, которые мне понравились и в которых я принял участие. Турнир Wardi 2020 показался мне очень крутым; еще я сыграл на командной лиге в составе Fantastic Five.

news_5e54ee3ed71cf.jpg

– Всем, видимо, очень нравится ESL Pro Tour. Ни одного плохого слова в адрес этого формата.

– Разумеется. Это фантастическая вещь. По-моему, я уже раньше где-то про это говорил. Вот Blizzard – они разработчик игр, да? А ESL – они отлично умеют организовывать турниры. Я не говорю, что с WCS-ивентами были какие-то проблемы, потому что зачастую эти ивенты делали либо Dreamhack, либо Starladder.

Но вот оперативность анонсов, по-простому говоря, коммуникация – в этом Blizzard всегда уступали крупным организаторам турниров. Так что для нас это уже большой шаг вперед. И эти слова – это не камень в огород киберспортивного подразделения Blizzard, потому что я всегда считал, что они хорошо справляются со своей работой. Но мне кажется, что сама инфраструктура Blizzard не очень подходит для организации турниров. При этом существуют Dreamhack и ESL, и вот как раз их инфраструктура полностью нацелена на работу по организации ивентов. Они ведь этим и занимаются, так? Поэтому мне всегда казалось, что они в этом плане получше будут.

И вот это все очень хорошо, да к тому же у нас теперь есть понимание того, что ждет нас в будущем. План на три года, остановки анонсированы заранее – вот это вот все. Меня это очень радует.

– Есть что-нибудь такое, что казуальному поклоннику игры не покажется важным, но что профессиональные игроки при этом расценивают как шаг вперед по сравнению с WCS? Потому что мне, как я уже говорил другим игрокам, не кажется, что произошли какие-то серьезные изменения.

– Я не знаю, насколько внимательно ты знакомился с новой структурой, но, может быть, ты заметил, что теперь за челленджер-турнир не дают рейтинговых очков. И по мне это очень, очень серьезное изменение. Главным образом это скажется на посеве игроков на ивентах, потому что во многом этот посев основывается на рейтинговых очках, а поэтому у тех игроков, которым удавалось заработать очки в челленджере, было преимущество. Мне это казалось нечестным – то, что некоторые игроки в пределах системы получают большое преимущество из-за того, что играют в определенном регионе. Я очень рад, что теперь это в прошлом.

И еще мне кажется, что благодаря этому у нас теперь есть пространство для того, чтобы проводить больше турниров, на которых вместе будут играть и иностранцы, и корейцы. По-моему, и Apollo говорил, что есть серьезная вероятность, что в 2021 году так и будет. Я и сам не уверен, что это хорошая идея, но по крайней мере хорошо, что есть вероятность подобного. К тому же мне кажется, что в подобных вопросах ESL и, пожалуй, Dreamhack тоже находятся на одной волне с нашим сообществом. Они точно понимают, чего они хотят, и при этом могут проводить изменения гораздо быстрее, нежели Blizzard.

news_5e54eef105c12.jpg

– Ты сейчас про отмену разграничения по регионам говоришь?

– Да. Может быть, даже не про полную отмену, но про какие-то изменения в этой системе. Что бы там ни придумали – мне кажется, что всегда хорошо по крайней мере иметь какие-то варианты. И еще я считаю, что постепенные изменения – это всегда хорошо. Потому что раньше – году в 2014-2015 – изменения всегда были очень неожиданными. Игрокам было сложно принимать серьезные, меняющие жизнь решения за неделю-другую. Но если изменения происходят постепенно, то это всегда лучше. Думаю, ESL про это знают.

– Когда ты говоришь "челленджер", то ты ведь имеешь в виду челленджер-турниры в более слабых регионах, за которые игроки, тем не менее, получали такое же количество очков, как и в регионах более конкурентных?

– Да-да. Я не уверен, что там выдавалось такое же количество очков – мне в принципе казалось неправильным давать очки за челленджер. Что в челленджере было хорошего, так это то, что там путевку на турнир могли заработать те, кто иначе, возможно, на эти турниры и не поехал бы. У нас в сообществе всегда говорили про то, чтобы отобрать слоты у Австралии, но лично мне нравится, что у не очень хорошо развитой сцены есть такие возможности и стимулы, которые побуждают игроков активнее играть. Два слота для Австралии – это хорошо. Мне кажется, что создать для региона инициативу, дать возможность игрокам отобраться на крупный турнир – это норма. Но я не думаю, что таким игрокам нужно давать более удобный посев, а также не думаю, что челленджер-турниры должны давать WCS-очки.

– Да. К сожалению, в итоге все сводится к тому, что все дерутся за больший кусок одного и того же пирога. Надеюсь, что на это не будут особо жаловаться, но, наверное, от этого никуда не деться.

– Не думаю, что обсуждения и споры – это плохо. Мне кажется, что если люди что-то обсуждают – это хорошо, лишь бы только аргументы были подобающими. Я думаю, что важно сделать так, чтобы местная сцена в разных регионах могла развиваться, но при этом игроки оттуда не должны получать преимущество в системе WCS (например, не нужно выдавать им много рейтинговых очков). Вот, к примеру, Has каждый год зарабатывает на своем регионе кучу очков; Probe тоже получает в своем челленджере много очков и за счет этого обходит других игроков. Я не думаю, что у этих игроков нужно забирать их место на турнире. У них все равно должна быть возможность получить оплаченную путевку на турнир – не забывайте, что многие игроки сами оплачивают свои разъезды, ведь команды-то у них нет. И для регионов со слабо развитой сценой сама возможность отправить игрока на крупный турнир – это уже очень много.
– Ты вот сказал, что устаешь от игр против одних и тех же соперников. Может быть, дабы вырваться из этой рутины, стоило бы снова съездить в Корею?

– Честно говоря, нет. Сейчас я в поездке в Корею не особо заинтересован. Конечно же, есть в такой поездке и много плюсов. Но там практически ничего с тобой и не происходит. То есть, конечно же, Корея – это хорошая страна, которую интересно посетить, но у тебя там ни друзей, ни семьи, а поэтому и нет тех обязанностей, которые ты должен выполнять здесь. Поэтому у тебя гораздо больше времени на игры, а ладдер там очень сильный.

Но я думаю, что я сейчас нахожусь в таком положении, что мне достаточно легко найти возможность потренироваться с людьми, которые играют лучше меня. Конечно же, я бы прибавил в уровне в Корее, но я не знаю, насколько серьезной была бы эта прибавка. Да и дома мне сейчас очень хорошо. Мне кажется, что я уже 4-5 месяцев стабильно прогрессирую, и рост этот заметнее, чем с окончания 2016 года до середины 2019. Наверное, мне не хочется нарушать эту серию, понимаешь? Мне хорошо жить так, как я сейчас живу.

Harstem – про ESL Pro Tour, Team Liquid, развлечения, баланс в игре и в реальной жизни

– А что там за новый распорядок у тебя такой?

– Да даже не знаю, как сказать. Главным образом, я навел порядок в режиме сна, для меня это очень важно. Играю на гитаре, вместо того чтобы сидеть в интернете. Если раньше я 35 раз обновлял твиттер, то теперь я просто беру гитару и четыре раза играю одну и ту же песню. Не знаю, насколько это полезно, но это дает мне какое-то успокоение. И еще, как я уже говорил, теперь я иногда беру перерыв на денек-другой – провожу время с семьей или с моей девушкой.

Наверное, это просто сочетание разных вещей, и самое заметное улучшение здесь – это именно по части сна. У меня всегда был беспорядочный режим сна. То пару дней все нормально, а потом я все перечеркиваю и засиживаюсь до трех часов ночи. Но теперь я стабильно иду спать в одно и то же время, точно так же в одно и то же время просыпаюсь. Как минимум уже это приносит свои плоды.

– А что там за пара песен, которые ты наигрываешь?

– В основном песни Arctic Monkeys, еще Боба Дилана играю. Я его большой поклонник.

– Получается, ты у нас по рок-н-роллу.

– Ну, Боб Дилан изначально фолк-исполнитель. На электрогитаре он стал играть уже потом – к вящему разочарованию поклонников фолк-музыки. В туре 1966 года его раз за разом освистывали.

Так что я играю не совсем чтобы рок-н-ролл, но, вообще, да – позднее творчество Дилана – это фолк-рок. Arctic Monkeys – это уже больше альтернатива, и я не знаю, можно ли называть их рок-н-роллом. Как-то так.

– Чел, да я ж просто так сказал. Давай перейдем к старкрафту как таковому. Пока что я общался только с игроками за зергов, и все они говорят, что с балансом в игре дела обстоят хорошо. А если прогеймер говорит, что в игре хороший баланс, то это значит…

– Это значит, что у его расы есть небольшое преимущество.

Вообще, сложно сказать, потому что крупных турниров давненько не было. Думаю, что мы еще увидим немало чемпионов-зергов – будь то благодаря тому, что у расы преимущество, либо благодаря тому, что современные игроки за зергов чрезвычайно хороши. Точно не знаю. Но мне просто кажется, что самые сильные игроки сейчас – это все еще именно игроки за зергов.

Лично я не считаю, что в PvZ есть какой-то заметный дисбаланс. Вот в PvT мне играть и правда сложно, потому что против европейцев, допустим, я временами прямо-таки очень хорош, и так и подмывает сказать, что в PvT преимущество на стороне протосса, а потом тебя просто вчистую выносит тир-2 кореец (вроде приехавших на HomeStory Cup Bunny или Dream’а). Поэтому делать какие-то утверждения по этому матч-апу лично мне кажется рискованным.

Единственное, что мне на данный момент точно не нравится, – это PvP. Матч-ап находится в худшем состоянии, чем когда бы то ни было. Ну, разве что за исключением тех времен, когда играли 4 гейта на 4 гейта и варпали юнитов поверх форсфилдов. PvP сейчас находится в ужасном состоянии – этот матч-ап очень сложно тренировать, он очень плохо смотрится для зрителей. Ранние стадии игры здесь… Я не хочу сказать, что играть нельзя, но тут полно гэмблов, в результате чего получается уже не столько старкрафт, сколько какая-то рулетка.

При этом последствия произошедших на ранней стадии игры событий сейчас гораздо более серьезные, нежели это было раньше. Допустим, в HotS в этом матч-апе тоже определенную роль играла удача и тому подобные вещи, но при этом в большинстве случаев игра все-таки переходила в мидгейм. А сейчас игра в большинстве случаев заканчивается, если ты не угадал с гэмблом. Самые большие проблемы на данный момент с прокси-робо, так как этот опенинг очень хорошо работает против всего, где не используется старгейт. Да и даже у некоторых старгейт-опенингов будут проблемы с прокси-робо.

Так что получается, что сейчас прокси-робо – это с запасом лучший билд для PvP. И раз уж есть такой билд, то отлично заходят и билды, которые должны его наглухо контрить. Но уже эти билды напрочь затыкаются стандартом. Вот и получается, что в матч-апе просто куча разных гэмблов. Конечно же, есть игроки, которые этот матч-ап играют лучше остальных и поэтому в большинстве случаев побеждают. Но, в общем и целом, играть PvP неприятно и неинтересно.

Очень часто ты выбираешь неудачный билд и просто умираешь, либо же оказываешься в таком отставании, из которого уже не выиграть. А так быть не должно, я считаю. В любом матч-апе должен быть надежный билд, при котором ты чуть-чуть отстаешь от соперника. Но в PvP такого билда нет. Всегда есть вероятность от чего-то умереть. Я не против того, чтобы отставать от соперника на несколько рабочих, но при этом иметь возможность сейфово перейти в мидгейм – но сейчас такое практически невозможно.

– Что хорошего у тебя перед IEM Katowice? Другие игроки, с которыми я общался, говорили, что особо ничего не изменилось. А ты что скажешь?

– Я думаю, что я сейчас играю гораздо лучше, нежели год назад. Еще прибавил Clem, но я прибавил очень сильно. По крайней мере, я так себя чувствую. И я очень уверен в своих силах против очень многих игроков. Наверное, немного заносчиво, да?

news_5e54ef334d800.jpg

– Ты-то, может, играть стал и правда сильнее, но сетка у тебя все равно очень жесткая.

– Да. Но я вот себя чувствую гораздо лучше, нежели раньше. А про других сложно сказать, потому что ты обычно смотришь только на один их матч-ап.

Конечно же, за последние 4-5 месяцев очень сильно прибавил Clem. ShoWTimE сейчас играет очень стабильно. Вот прямо-таки очень стабильно отыгрывает. Да, мы всегда так про него говорим, но в последнее время он эту свою стабильность вывел на новый уровень. Если переводить это в MMR, то сейчас он постоянно держит уровень на 50-100 MMR выше, чем ранее. То есть чувствуется, что он стал еще немного лучше, еще чуть-чуть приблизился к уровню Serral’а. Он очень опасный соперник.
А вот уровень Reynor’а после отпуска стал похуже. В конце прошлого года он просто божил, но потом взял очень долгий перерыв от игры. Очень долгий – месяц, а то даже и полтора. Он практически не играл, а поэтому сейчас кажется, что он немного слабее, чем был раньше. Но не исключено, что если он как следует потренируется недельку-полторы, то сможет вернуть себе былой уровень. Это все-таки очень непостоянные вещи, которые меняются день ото дня.

Сложно делать какие-то однозначные заявления, но очевидно, что Clem сейчас тут главный. Не говорю, что ShoWTimE добрался до уровня Serral’а, но он понемногу сокращает разрыв. Прибавляет в стабильности.

– Как ты оказался в Team Liquid?

– Я какое-то время общался на эту тему с TLO. И где-то в декабре он сказал, что ко мне появился интерес.

Далее все было очень гладко. Конечно, потребовалось какое-то время на то, чтобы завершить и заключить все процессы, тем более там ведь рождественские каникулы были. Потом мы хотели анонсировать этот трансфер перед буткемпом, но проворонили момент и решили использовать этот самый буткемп для того, чтобы сделать там какие-нибудь фото и отснять видео для анонса. Так что с сообщением о моем переходе пришлось немного подождать. А вообще, я на контракте уже где-то полтора месяца. У нас получилось удержать все в секрете.

https://youtu.be/UqWQ_BH8Ajg

– Чем хороша такая команда, как Team Liquid?

– Очень хорошо, что здесь есть игроки, на которых на 100% можно положиться в тренировках. То есть у меня и раньше такие были, но теперь их стало еще больше, и это очень помогает. У тебя есть много очень хороших партнеров для тренировок, которые точно никому не сольют информацию про тебя.

– А что, есть такая проблема? Спарринг-партнеры, которые потом рассказывают о твоих стратегиях другим?

– Никто не делает такого со злым умыслом. Но просто некоторые игроки оказываются куда более легкомысленными, нежели другие.

И к тому же у игроков зачастую бывают определенные приоритеты. К примеру, если сейчас назначат матч между мной и Elazer’ом, то он не сможет тренироваться с MaNa’ой. Этот факт тоже мне помогает, пусть и косвенно.

Когда ты состоишь в команде, то естественным образом (по крайней мере, так это работает в моем случае) сближаешься с другими людьми. Например, я и MaNa раньше, бывало, перебрасывались парой словечек, но в целом общались не очень часто. А сейчас – по крайней мере, так было на буткемпе – я целые дни мог заполнять одними только разговорами с MaNa’ой. И это хорошо. И то же самое можно сказать про TLO, Clem’а, uThermal’а, с которыми я тоже много разговариваю. Но больше всего общаюсь именно с MaNa’ой.

– Есть какая-то серьезная польза от личного присутствия на буткемпе?

– Думаю, да. Для меня есть. Когда ты окружен людьми, которые постоянно играют, то это очень мотивирует. Хотя тут, конечно, немного зависит от того, с кем именно ты на буткемпе. Если с тобой парень, который 35 часов в сутки смотрит корейские сериалы, то мотивация уже не такая сильная, и есть вероятность, что ты станешь таким же, как он. Ты становишься отражением людей, которые тебя окружают, и большинство игроков на буткемпе – очень трудолюбивые. За последние пять дней я ни разу не видел MaNa’у вне игры. Как тут дать себе поблажку, если он наигрывает по 95 игр в день, а у тебя едва ли наберется и 40?

– Обмен стратегиями и идеями тоже, полагаю, помогает?

– Да, в большинстве случаев. Единственная проблема заключается в том, что если ты проводишь очень много времени с одними и теми же людьми, то начинаешь использовать такие же методы решения проблем, какие используют и они. Поэтому я всегда стараюсь не сбивать кого-то на определенный ход мыслей. Если у меня есть проблема, то я хочу решить ее методом А, потому что я просто не знаю про методы Б и В. И если я пообщаюсь на этот счет с другими игроками, то они также могут принять метод А и совершенно забыть про методы Б и В.

Так что это хитрый момент. Нельзя делиться слишком многим. Нельзя слишком много общаться, слишком сильно влиять друг на друга, потому что в противном случае вы рискуете потерять разнообразие. А именно в том, что у вас совершенно уникальный взгляд на вещи, и заключается сила общения.

– Спасибо за то, что уделил время. Скажешь что-нибудь напоследок?

– А что, традиционного вопроса про пиратов не будет? Куда же он делся…

В первую очередь, конечно, спасибо Team Liquid за то, что взяли меня в состав. Я буду рад видеть всех своих болельщиков – и новых, и старых – в рядах поклонников этой команды.

Передаю привет своим родителям, и…

Еще я хотел бы воспользоваться возможностью и сообщить, что я просто уничтожил Clem’а в Street Slam. Это такая старая аркадная игра, в которую мы играли – и я показал ему, как играть в баскетбол 3х3.

  • Автор оригинального интервью: Waxangel @ TL.net.

Источник

Читайте также