Рецензия на спектакль «Станционный смотритель», РАМТ. Отцы и дети
Пушкин – наше всё, а 220 лет – не шутка! В канун празднования юбилея великого поэта Российский академический молодёжный театр (РАМТ) объявил о запуске театрального цикла «Повести Белкина». В его рамках пять молодых режиссёров в течение года представят свои версии пяти классических историй. Премьера первого спектакля проекта «Станционный смотритель» состоялась на Малой сцене театра в начале июня, режиссёром выступил Михаил Станкевич.
Станционный смотритель Самсон Вырин больше всего на свете любит свою дочь, красавицу Дуню. Однажды станцию проезжает богатый гусар Минский, который, внезапно заболев, задерживается в доме отца и дочери на три дня. На самом деле болезнь выдумана, а гусар увлёкся Дуней. Уезжая, Минский увозит Дуню с собой в Санкт-Петербург – они вместе обманывают её отца. Самсон Вырин находит беглецов в столице, однако Минский не даёт ему повидаться с дочерью. Безутешный отец всё же пробирается к ней, но Дуня, увидев его, от неожиданности теряет сознание, разгневанный Минский выгоняет станционного смотрителя. Он уезжает к себе на станцию, где умирает от горя.
В этой семье два самых близких человека внезапно стали совсем чужими лишь потому что, каждый смотрел на ситуацию из своего угла. Дуня по-настоящему влюбилась в Минского и стремилась к своему счастью, к переменам в жизни – ведь прозябание на станции не сулило ей ничего хорошего. Да и Минский в итоге оказался не таким уж плохим человеком. Однако Дуня не думала ни об отце, ни об общественном мнении (что было очень важно во времена Пушкина). Отец же, Самсон Вырин, был уверен, что его блудная дочь повторяет судьбу многих молодых дурочек, но не понимал, что свою жизнь она должна прожить сама, и каждый её шаг – это её выбор. Да и станционному смотрителю в этой истории, скорее, был важен свой душевный и физический комфорт (все заботы о доме были на Дуне), а не счастье дочери.
В спектакле Михаила Станкевича каждый герой словно вновь и вновь прокручивает в голове сложившуюся ситуацию, рассуждая, как так вышло, что дочь предала безмерно любящего её отца, почему отец, слепо её любя, никогда не интересовался её мыслями и желаниями, почему совершенно чужой человек стал роднее и милее. Отец (Олег Зима) выглядит потерявшим смысл в жизни человеком, дочь (Дарья Рощина) – прекрасная, но запутавшаяся в себе невеста, Минский (Константин Юрченко) – беспринципный наблюдатель этой драмы отца и дочери.
Играют спектакль в проходе между сидящими по обе стороны зрителями. Расстеленная на полу дорожка – и домик станционного смотрителя, и квартира Минского, и улочки Санкт-Петербурга, и символ жизненного пути и моральных поисков героев. Стоящий в конце зала сундук, в котором можно отыскать, что угодно, – метафора человеческой души, в которой есть и тепло для близких людей, и вариант компромисса со своей совестью. А в целом эта история для тех, кто не только хочет поискать глубокие смыслы в текстах Пушкина, но и пересмотреть свою собственную жизнь и отношения с близкими.
Режиссёр: Михаил Станкевич
Художник: Мария Утробина
Художник по свету: Нарек Туманян
Композитор: Анна Шатковская
Режиссёр по пластике: Рушан Иксанов
В ролях: Олег Зима, Дарья Рощина, Марианна Ильина, Константин Юрченко, Алексей Гладков, Митя Юрченко
Место: РАМТ
Продолжительность: 1 час